В Лондоне появилась мода на
литературные вечера, мало похожие на те, что проходят в традиционных
книжных клубах, где принято серьезно обсуждать прочитанное. Послушать
рассказчиков историй лондонцы приходят в неожиданные места и в необычных
костюмах - например, в пижамах.Литературные чтения в пижамах
проходят в лондонской гостинице 40 Winks, названной немецким изданием
Vogue самым красивым маленьким отелем в мире. Владелец отеля, дизайнер
Дэвид Картер живет на нижнем этаже дома, сдавая две комнаты наверху.
Каждую пятницу у двери 40 Winks выстраивается небольшая очередь. В
руках у гостей - сумки с пижамами, ночными рубашками и колпаками: это -
дресс-код, который обязаны соблюдать все приходящие на вечера в 40
Winks. Переодевание (и переобувание - всем посетителям выдаются
тапочки) - неотъемлемая часть процесса.
Гости рассаживаются на подушках прямо на полу, окружая
актеров-рассказчиков, которые устраивают мини-представление перед
зрителями.
Куратор вечеров и рассказчик Рейчел Роуз Рид ищет рассказчиков,
актеров и людей, способных поломать привычные представления о том, кто и
как может рассказывать истории.
Растущий интерес публики к литературным собраниям нового формата она
объясняет тем, что, когда вы предлагаете публике надеть костюм, это
сразу переносит их в другой мир.
"Главное, что люди могут в такой обстановке играть. Многие взрослые
ни во что не играли с тех пор, как вышли из песочницы. Умение играть в
игры очень важно, это часть человеческой природы. Когда люди приходят
сюда и переодеваются в пижамы, они сбрасывают привычную оболочку", -
считает рассказчица.
Другой фактор, привлекающий публику на такие вечера, - легкость и
естественность происходящего.
"В клубе вам надо говорить с другими людьми, анализировать, выступать
с позиции литературного критика, думать о том, в какой исторический
период была написана книга, в каком контексте мы должны воспринимать ее
сейчас и так далее, - пояснила Рид. - Хороший рассказчик может
выбиваться из сил, развлекая историями публику. Но вы не напрягаетесь,
вы даже перестаете видеть самого рассказчика и погружаетесь в мир, о
котором он говорит".
По словам актера Патрика Марли, причина всплеска интереса к таким
чтениям в том, чтобы рассказчик был от зрителя на минимальной дистанции -
и не только физически.
"Все дело в интересной истории - за ней люди и приходят. Когда я
начинал работать над нашим шоу, я думал: да ну, все знают историю Оскара
Уайлда. Но потом я подумал, а кто эти "все"? Да, люди помнят про его
книги. Но у обычного человека - и я в их числе - в голове нет цельной
картины, понимания политической ситуации того времени, знания всех
подробностей. Многие люди даже не знают, что Уайлд был женат и имел
детей. Что случилось с его детьми? Что случилось с его женой? Все это
захватывающая история", - рассказал Марли.