Часто родители теряются и не знают, что делать, когда сталкиваются с
якобы беспричинной агрессией ребенка, замечают, что он «идет в
оппозицию», бунтует, становится мстительным, делает все наоборот и, как
кажется на первый взгляд, назло маме с папой или воспитателю.
Плохое поведение ребенка – повод для размышлений. Любое проявление
детской агрессии – это знак, сигнал внутреннего дискомфорта. И наше
задание – выяснить причины, проанализировать их и подумать над тем, что
желает сказать ребенок своим поведением.
Психологи утверждают,
что, дурно обращаясь, малыш пытается:
Привлечь
внимание . Дети, которые не имеют опыта и достаточно ресурсов
для того, чтобы быть первыми, бессознательно прибегают к любым способам,
чтоб получить свою порцию внимания, пусть даже негативную, и для них
это лучше, комфортнее, чем оставаться незамеченными.
Властвовать .
Ребенок проверяет тех, кто его окружает, будто сам себе дает ответ на
вопрос, кто же в действительности контролирует ситуацию. И бросает
взрослым вызов: «Ты мне ничего не сделаешь!» В подобном случае не идите
на принцип – он лишь «заводит» малыша и является показателем
беспомощности, слабости взрослых.
Отомстить .
Ребенок, движимый именно этой целью, чувствует себя безмерно обделенным и
обиженным. К тому же безразлично, реальная эта обида или надуманная.
Таких малышей нужно «удивлять» приятным и хорошим отношением. Забота и
понимание нужны им как воздух.
Убежать от неудачи .
Дети отказываются принимать участие в любой деятельности, не стремятся к
успеху и достижениям. Они потеряли веру в себя, поэтому и чувствуют
себя дискомфортно. Родители должны быть очень терпеливыми, поддерживать и
стимулировать наименьший успех ребенка.
Обратите на
меня внимание
Достойна внимания и еще одна форма активного протеста, еще ее
называют оппозицией. Когда родители или воспитатели имеют к ребенку
избыточные требования, выражают частые претензии, усиленно контролируют,
это провоцирует у него внутреннее напряжение, следовательно – оппозицию
и месть...
Оппозиция к родителям возможна еще и потому, что,
по исследованиям психологов, ребенок впервые чувствует любовь не к ним,
а... к сверстникам. Дело в том, что для малыша мама и папа являются
больше объектом зависимости, контроля, страха, чем любви. Часто дети
идут в оппозицию из-за избыточной жесткости или, напротив, из-за полного
безразличия родителей.
Еще одна причина изменений в поведении
– появление в семье второго ребенка. Часто первенец считает, что братик
или сестренка выталкивают его из уюта родительской любви. И если
родители не догадались должным образом разделить внимание и ласку между
детьми, то у старшего из них может развиться ощущение одиночества,
которое нередко остается на всю жизнь.
Собственное чувство
неуверенности дети обычно стремятся заглушить демонстрированием
избыточной решительности (что-нибудь разбить, разорвать, разлить). Такое
поведение – реакция на нехватку любви со стороны близких людей. Чтобы
привлечь внимание, дети часто симулируют болезнь, могут прогуливать
уроки, убегать из дома. Все это – сигналы родным об экстренной
потребности во внимании, заботе и любви. Детская душа кричит: « Скорее
обратите на меня внимание, иначе я пропаду!»
Иногда
оппозиция оказывается в форме психической регрессии. То есть в семье,
где рождается еще один ребенок, старший начинает капризничать,
подсознательно считая, что если младенца любят за это, то и его будут
любить.
Лучшая защита – нападение
Протестовать и мстить дети могут в любом возрасте. Это зависит от
ряда причин. Самые яркие проявления агрессивного поведения наблюдаются в
периоды возрастных кризисов. Проявления и формы плохого поведения детей
зависят от особенностей их нервной системы, темперамента, от условий
жизни и круга общения. Агрессия часто возникает, когда малыш не имеет
опыта преодоления сложных ситуаций и решения конфликтов. А иногда это
просто защитная реакция на то, что происходит вокруг. Чтобы преодолеть
эту проблему, важно развивать у ребенка уверенность, позитивное
представление о себе, адекватную самооценку.
Проявление агрессии –
не патология, но такая ситуация нуждается во внимании и
целенаправленной коррекции.
|