Кассовые сборы блокбастера Джеймса Кэмерона «Аватар» превысили 1
млрд. долларов спустя всего 17 дней после выхода фильма в прокат,
передает русская служба Би-Би-Си со ссылкой на кинокомпанию XX Century
Fox.
Только за выходные сборы картины в США составили около
352 млн. долларов. Научно-фантастический блокбастер с бюджетом,
превышающим 500 млн. долларов, уже называют феноменально успешным в
коммерческом отношении фильмом. По словам аналитика американской
компании Exhibitor Relations Чада Хартигана, «Аватар» поставил рекорд в скорости кассовых сборов.
«Это картина, которой быстрее всех удалось преодолеть
рубеж в миллиард долларов. «Аватар» в этом списке – третий после
«Титаника» и «Возвращения короля» – последнего фильма из трилогии
«Властелин колец», – сказал Хардиган в интервью агентству France Presse.
Режиссером входящего в тройку рекордсменов фильмов
«Титаника» также является Кэмерон. «Аватар» держит пальму первенства по
сборам в американских кинотеатрах уже третью неделю. Директор отдела
проката XX Century Fox Берт Ливингстон сравнил успех фильма со
скоростным поездом, который не остановить.
«По-моему, каждому стоит посмотреть «Аватар» как
минимум однажды. Даже те, кто обычно не ходят в кино, что-то слышали
про этот фильм. Люди говорят себе: «Я должен это посмотреть». Кроме
того, есть еще люди, которые смотрят фильм по несколько раз», –
прокомментировал успех фильм Ливингстон в интервью агентству Associated Press. «Аватар» стал первым фильмом Джеймса Кэмерона после «Титаника», вышедшего на экраны в 1997 году.
Между тем, агентство MIGnews,
известный российский писатель-фантаст Борис Стругацкий обвинил Джеймса
Кэмерона в плагиате. 76-летний литератор заявил, что сюжет картины взят
из знаменитого цикла романов братьев Стругацких «Мир полудня»,
вышедшего в середине 60-х годов. «Американцы «позаимствовали» нашу
идею, – говорит Борис Натанович. – Это очень неприятно. Но не судиться
же мне с ними?».
Во всех интервью, которые Кэмерон дал после начала
триумфального шествия «Аватара» по планете, он утверждает: сценарий
картины был написан им лично еще в 1995 году. Рассказывая об этом,
создатель «Титаника», мягко говоря, лукавит: планета Пандора
из фильма «Аватар» со всей ее флорой и фауной появилась тремя
десятилетиями раньше в цикле романов «Мир полудня» братьев Стругацких.
Вот так описывается созданный Стругацкими мир Пандоры в
литературных энциклопедиях: «Пандора – популярный курорт планетарного
масштаба. Большая часть её покрыта джунглями, полными опасной неземной
фауной вроде ракопауков и тахоргов. По некоторым сведениям, в
пандорианских лесах сосуществуют, по крайней мере, две гуманоидные
цивилизации. Несмотря на нечеловеческие усилия служб безопасности,
каждый год на Пандоре гибнут и калечатся десятки людей».
«Аватар» словно иллюстрирует книги Стругацких.
Например, в романе «Беспокойство» на Пандору попадает и поселяется у
аборигенов биолог Михаил Сидоров. В фильме Сидоров превращается в
морского пехотинца Джейка Салли. В книгах Стругацких коренные жители
планеты напоминают собак, в фильме – кошек. Сам Кэмерон однажды назвал
свой фильм «приключением в джунглях с экологическим подтекстом,
выходящим на мифический уровень повествования», отмечает «Росбалт».
«Мы создали целый мир, целую экосистему из
фантасмагорических растений и существ, и местных жителей с богатой
культурой и собственным языком, – рассказал режиссер журналистам. –
Источником вдохновения для сценария служили книги научной фантастики,
прочитанные в детстве».
И если о романах Эдгара Райса Берроуза в качестве исходного материала Кэмерон все же упомянул, то о знаменитом «Мире полудня» Стругацких он не проронил ни слова. 76-летний писатель, узнав об этом, лишь грустно улыбается.
|