Кто такие ангелы? Откуда взялись бесы? Для чего нужны
ангелы-хранители? Как отличить веру от суеверия? Попробуем ответить на
эти вопросы Об источниках знания
Есть известный церковный анекдот. Как-то настоятель храма приходит
принимать работу иконописца. И вдруг видит, что ангел изображен в
таких, знаете ли, самых настоящих ботинках. Настоятель возмутился и
спрашивает: «Где ж это вы любезный, видели ангела в ботинках?» А тот
ему отвечает: «Интересно! А где это Вы видели ангела без ботинок?»
Смысл этой притчи очевиден. Подавляющее большинство людей ангелов в
своей жизни не видело и, следовательно, черпают информацию отнюдь не из
своего опыта или опыта ближайшего окружения. В Православии существует
много источников знания и много подходов к вопросу об их достоверности
и авторитетности.
Безусловно, основа христианского знания - Священное Писание или
Библия. Есть также опыт церковной жизни, опыт богообщения, что-то из
которого было так или иначе отражено во многих текстах различной
степени авторитетности, включающих не только вероучительные,
богослужебные, исторические, но даже фольклорные. Если подойти
формально, то на основании этих источников об ангелах можно говорить
бесконечно долго и картина вырисуется обширная, не исключено, что будут
в ней и противоречия.
В христианстве сложилась определенная система построения и
формирования вероучения, благодаря которой становится возможным
определить главное и непреложное, указать на важные авторитетные
дополнения и отдать на усмотрение христиан второстепенные моменты, не
противоречащие главному. Этот принцип еще в 4 веке сформулировал
блаженный Августин: в главном единство, во второстепенном многообразие,
во всем любовь.
Священное писание (Библия) - это книга церкви. Писалась она разными
людьми на протяжении полутора тысячелетий, но собиралась в единую книгу
и провозглашалась именно как письменное свидетельство о Божественном
откровении именно христианской церковью на протяжении первых четырех
веков своего существования. К V веку Библия как сборник важнейших и
авторитетнейших книг для христиан имела тот вид, в котором она
существует и сегодня; ее состав был признан полным и неизменным. Все
это важно для нас вот почему. Не существует книг «самих по себе», есть
книги читаемые и воспринимаемые, по-своему толкуемые. Поскольку, именно
христианская церковь первых веков для своих нужд собрала и утвердила
Библию, то христиане справедливо усваивают себе нераздельное право в
правильном понимании и толковании Библии. Это не означает, что у
христиан есть тайное учение с толкованиями, их учение всегда было
открыто и доступно не только для изучения, но и для полемики.
На практике система православного вероучения построена примерно
следующим образом. Прежде всего, должно быть ясное свидетельство
Священного Писания, воспринимаемое в общем контексте православного
понимания Библии. По некоторым вопросам высказались церковные соборы,
причем, чем представительнее собор, тем авторитетнее и непреложное его
мнение. Авторитетность их проистекает из простого принципа. На этих
собраниях было возможно сформулировать те основы вероучения, которые,
по слову одного из древних церковных писателей, признавались всеми
христианами, во все времена и всюду, где есть христиане.
Есть письменное наследие святых отцов - людей прославленных церковью
за их жизнь и деятельность. Авторитетность этих текстов основана на
подвижнической религиозной и нравственной жизни этих христиан, на их
глубоком достоверном опыте богообщения, опыте изучения и воплощения в
жизнь тех заповедей, что даны нам Христом Богом в Священном Писании.
Правда, тут надо сделать одну оговорку. Наиболее авторитетны те мнения
святых отцов, что согласуются между собой. То есть те вопросы, в
которых большая часть святых высказывалась схожим образом, признаются
авторитетными, если даже этот вопрос не затрагивался в Священном
писании и на церковных соборах.
Только на основании вышесказанного возможно говорить об ангелах.
Более того, можно утверждать, что учение православной церкви об ангелах
достаточно скромно. Сведения, предоставляемые Священным писанием
обрывочны и разрознены. Это понятно. Центральная тема Библии -
отношение человека и Бога. Никто и ничто не может затмить этой темы.
Свойственные языческим народам подробнейшие повествования о тех
существах, что населяют пространство между Богом и людьми отсутствует в
Библии. Человек и Бог общаются напрямую. Ангелы появляются по каким-то
особым случаям и в особые моменты, и только тут приоткрываются
некоторые сведения о них. Авторитетные церковные соборы темой ангелов
не занимались. Святые отцы об ангелах писали, как правило, в том же
контексте, что и Библия, то есть достаточно редко, разрозненно; и почти
всегда это была дополнительная тема их повествования.
Что же можно сказать об ангелах достоверно, исходя из основных источников церковного знания?
Об ангелах и ангельских чинах
Слово «ангел» переводится на русский как «вестник». Один из
современных церковных писателей достаточно удачно, но несколько
грубовато сравнил ангелов с почтальонами. Это так называемые служебные
духи, сотворенные Богом для особых поручений и функций. Судя по
известным свидетельствам Священного Писания ангелы, как и люди,
являются личностными существами, то есть обладают самосознанием и
свободой воли. Ангелов именуют святыми. Это значит, что они непричастны
злу и живут тем, что исполняют и являют людям волю Божью.
Библия часто говорит об ангельских воинствах. Таким образом, нам
открывается служебность их существования, структурная разделенность и
иерархичность. Впрочем, об этом можно судить только гадательно. Библия
называет несколько чинов ангелов и даже некоторые имена ангельских
«военачальников». Всем известны как минимум два из них - это Гавриил,
принесший благую весть Деве Марии и Михаил, давший отпор падшему ангелу
- сатане.
По аналогии или под влиянием языческих учений о небесных иерархиях
веке в четвертом появился аналогичных труд анонимного христианского
автора, надписанный именем святого первого века Дионисия Ареопагита. В
нем представлена попытка дать стройное учение об ангелах, которые
разделены на девять функциональных чинов, группируемых по три. Но эта
тема не получила развития в дальнейшем и не имеет достаточных оснований
в Священном Писании. По сути, она так и осталась частным мнением
нескольких древних авторов. Такое подробное учение следует признать
непротиворечащим христианству, но все же необязательным элементом
христианской веры.
Для вероучения важна следующая тема. Кто такие ангелы, какое
отношение они имеют к Богу и к человеку? В учебниках по вероучению и
богословию содержится примерно следующее. Ангелы - это служебные духи,
сотворенные Богом для целей не всегда ведомым и понимаемым людьми.
Духами они названы, поскольку их природа иная, чем у людей, в сравнении
с окружающим нас миром «нематериальная». Ангелы никоим образом
непричастны тварному миру, их нельзя «измерить» и «засечь» приборами.
Но все же ангелы не могут быть в полном смысле слова нематериальными. В
сравнении с Богом, если можно так выразится, их природа по своему
материальна.
Бесы
Библия открывает нам, что часть ангелов осознанно и свободно
отказалась от служения Богу, восстала против Него и тем отпала от
Творца. Причиной тому указывается гордость одного из «старших» ангелов
- Денницы и многих его «последователей». Отпавшего от Бога «главаря»
именуют дьяволом или сатаной, что означает противник Божий.
Для нашей темы важно понимать, что бесами, чертями или демонами в
православии именуются падшие ангелы. Смысл их существования -
противление Богу и Его творению. По отношению к людям это выражается в
стремлении отвратить их от Бога и подчинить себе. Это может
осуществляться в разных формах, среди которых наиболее очевидными
являются безнравственный образ жизни, языческая, в том числе оккультная
религиозность и откровенный сатанизм.
Важно понимать, что тема падших ангелов тесно связана с темой
свободы человека и возможности им манипулировать. По достаточно
разработанному аскетическому учению святых отцов совершенно ясно, что
бесы не могут подчинить себе кого-либо против его воли, более того, они
даже не в состоянии знать помышлений человека. Их метод - это как бы
нашептывание зла, обольщение и обман, результатом чего может стать
грех, уныние, свободная отдача им своей воли через постоянное и
нераскаянное зло, что приобщает грешника как бы к их «природе» и дает
бесам власть над ним. Однако вера в Бога, стремление жить по вере никак
не могут быть побеждены бесами. Всегда у человека есть возможность
отказаться от зла, жить по заповедям Христа.
Об ангелах хранителях
Библейское откровение говорит о том, что одним из ангельских
служений является забота о людях, оберегание их от зла, защита от
бесовских наваждений и нападений. Те из ангелов, кто охраняет людей и
помогает им узнать и исполнить волю Божью, именуются
ангелами-хранителями. По сложившемуся поверию, которое вполне
соответствует православному вероучению, но не является строго
догматическим, ангелы-хранители есть у всех людей. В самом примитивном
варианте это поверье выражено в уверенности некоторых людей, что такие
ангелы находятся всегда справа, а их антиподы - бесы - слева от каждого
человека. Часто даже это изображается в виде двух советчиков,
нашептывающих человеку добрые и злые мысли соответственно. Конечно, это
лишь детская наивная картинка, через которую фольклор отразил веру в
наличие ангелов хранителей.
Из библейского повествования видно, что помимо людей
ангелы-хранители даются Богом по Его усмотрению церквям, целым народам,
поселениям и некоторым обществам.
В православной церкви сложилась традиция молитвенного обращения к
ангелам вообще, к конкретным ангелам и к ангелам-хранителям. Уже
говорилось, что ангелы – это свободные личности, которые служат Богу и
заботятся о Его творении. Вполне естественно и даже мудро просить
ангелов о помощи и защите. Православная церковь призывает христиан
утром и вечером обращаться к ангелам с молитвой.
Вот слова известной краткой молитвы: «Ангел Христов, святой мой
хранитель и покровитель души и тела моего! Прости мне всё, в чём я
согрешил в сегодняшний день, и избавь меня от всякого коварного замысла
врага, чтобы мне никаким грехом не прогневать моего Бога. Но молись за
меня, грешного и недостойного раба, чтобы представить меня достойным
благости и милости Святейшей Троицы и Матери Господа моего Иисуса
Христа и всех святых. Аминь.»
|