От книги Эрика Шлоссера «Нация фастфуда» содрогнулись все
макдональдсовые столики мира. Несколько лет журналист Шлоссер изучал,
как система быстрого питания перепахала не только диету, но даже пейзаж
сначала Америки, а затем и других континентов.
Он знает, откуда
берется мясо (и потому перестал есть говяжий фарш), почему так вкусна
жареная картошка и какова настоящая цена гамбургера, которую не
вывешивают над прилавком. Изложив все это в книге, Шлоссер до сих пор
отбивается от разозленных акул американского пищепрома, а в газетах
получил отзывы "Посидите полчасика с этой книжкой, получите лучшую
диету", "Этого чтения достаточно, чтобы превратить Шварценеггера в
вегетарианца" и др.
"Макдональдсы" есть в школах, на кораблях, в
больницах. Из их истории известно, что в 1970-м американцы тратили на
эту еду 6 миллиардов долларов в год, в 2001-м - больше 110 миллиардов.
Это больше, чем на высшее образование, компьютеры, автомобили. Больше,
чем на книги, фильмы, журналы, газеты, видео и музыку - вместе взятые.
От фастфуда в наше время никуда не деться.
Макдональдсу
принадлежат 90% новых рабочих мест в год. Каждый год компания нанимает
миллион человек, но у самого крупного работодателя - самая низкая
зарплата. Хуже только у иммигрантов на полях.
Средний американец съедает 3 гамбургера и 4 порции картошки каждую неделю.
Каждый восьмой рабочий США когда-то работал в "Макдональдсе".
Специально
для "Макдональдса" выведена порода кур с огромной грудью, "Мистер МД".
Из белого мяса грудки делается популярное блюдо в меню, "Чикен
Макнаггетс". Это изменило всю индустрию производства курятины. Курицу
стали продавать не целиком, как 20 лет назад, а нарезанной на куски.
96% американских дошкольников сразу узнают клоуна Рональда Макдональда. Выше процент узнавания только у Санта-Клауса.
При
создании Макдональдса делалась ставка на семью. В середине 70-х в
Америке был в разгаре бэби-бум, но не так уж много имелось чистых и
удобных мест для семейного отдыха. А ведь каждый ребенок мог привести с
собой не только двоих родителей, но и бабушку с дедушкой. Детей
приворожили цветные уголки с горками, шариковыми бассейнами, клоуном
Рональдом (появился в 60-е благодаря телепрограмме) и едой, завернутой
в яркую упаковку.
"Площадки приводят детей, дети - родителей,
родители - деньги". Кроме площадок и клоуна их привлекают игрушками,
которые вместе с гамбургером и колой входят в набор "Хэппи мил".
Игрушки выпускают сериями после выхода очередного мультика или фильма,
и их хочется собрать в коллекцию. В результате современный ребенок
объедается гамбургерами и пьет в три раза больше колы, чем 30 лет
назад. В Америке колу пьют даже 2-летние малыши.
По большому
счету, вся индустрия фастфуда рассчитана на детей. Это то, что кормит
детей и кормится ими одновременно: главной рабочей силой этих кафе
являются старшеклассники.
Двум третям всех работников сети
быстрого питания нет 20. Они работают за очень маленькую плату,
выполняя простые операции. Текучка кадров в фастфуде - до 400%.
Типичный работник уходит из кафе уже через 4 месяца.
Среди
работников много подростков из бедных семей и иммигрантов, особенно из
Латинской Америки, которые знают по-английски только названия блюд в
меню.
Маленькая зарплата и отсутствие защиты труда подменяется
созданием "духа команды" у юных работников. Уже давно менеджеров
"Макдональдса" учат, как грамотно хвалить подчиненных и создавать
иллюзию их незаменимости. Ведь это дешевле, чем повышать зарплату.
Юные
работники любят пошутить. Видеозаписи в фастфудах Лос-Анджелеса
показали, что тинейджеры чихают в еду, лижут пальцы, ковыряют в носу,
тушат сигареты о продукты, роняют их на пол. В мае 2000-го трое
подростков из одного фаствуда в Нью-Йорке были арестованы за то, что
около 8 месяцев плевали и мочились в блюда. В миксерах живут тараканы,
а мыши лазают по ночам на оставленных для разморозки гамбургерах...
Известно, что многие работники фастфуда не едят в родном кафе, пока
сами не приготовят себе порцию.
Вкус макдональдской картошки
нравится почти всем. Супериндустрия картофеля сложилась в Америке еще в
20 годы ХХ века. Американцы в то время ели картошку вареной, печеной
или в пюре, но постепенно любовь к картошке фри, рецепт которой еще в
1802-м привез из Франции президент Джефферсон, распространилась
повсюду. Успешный картофельный фермер Джей Ар Симплот всегда держал нос
по ветру, и вскоре его химики усовершенствовали технологию быстрой
заморозки. Вначале он не мог найти достаточно покупателей, в то время
как для основателей Макдональдса картошка была головной болью.
Пользуясь популярностью не меньше гамбургеров, она отнимала кучу
времени. И тогда стали закупать мороженую картошку у Симплота.
Посетителям кафе понравилось. Вернее, они ничего не заметили. Зато
резкое снижение цены сделало ее еще более популярной: ее стали
потреблять почти в 8 раз больше.
Современный картофельный завод
- торжество прогресса. Картошку сортируют автоматически, моют, сушат
под паром так, что отваливается шкурка. Затем автоматически режут, а
камеры с разных сторон высматривают дефекты клубней и вышибают такие
картофелины паром, чтобы в специальном отсеке осторожно срезать
пораженный участок. Нарезанная картошка опускается в огромные чаны с
кипящим маслом, ее жарят до легкого хруста, замораживают, сортируют с
помощью компьютера, особой центрифугой укладывают в одном направлении,
пакуют и везут в ресторан. Осенью к картошке добавляют сахар, весной
убирают - и вкус всегда остается неизменным.
Раньше вкус
картофеля из Макдональдса зависел исключительно от жира, в котором ее
жарили. Десятки лет это была смесь 7% хлопкового масла и 93% говяжьего
жира. В 1990-м люди ополчились на холестерол, и в фастфудах перешли на
100% растительное масло. Но вкус-то требовалось оставить тем же!
Если
вы сегодня запросите в "Макдональдсе" сведения о составе блюд, то в
конце длинного списка прочитаете скромное "натуральный ароматизатор".
Это универсальное объяснение того, почему в фастфуде все так вкусно.
В
общем, рецепты картошки и гамбургеров надо искать не в кулинарных
книгах, а в трудах "Технология пищевой промышленности" и "Инжиниринг
еды". Почти все продукты поступают в кафе уже морожеными,
консервированными или сушеными, и кухни этих кафе становятся последними
инстанциями в ряду сложного промышленного процесса.
Около 90%
всех продуктов, которые мы покупаем, прошли предварительную обработку.
Но консервация и заморозка убивают естественный вкус еды. Потому
последние 50 лет ни мы, ни фастфуд не смогли бы прожить без химических
заводов. В Америке все это делается на огромных химических заводах
Нью-Джерси.
Индустрия вкуса засекречена. Ведущие американские
компании ни за что не разгласят ни точных формул своего продукта, ни
имен основных клиентов. Чтобы посетители кафе быстрого питания думали,
что у него отличная кухня и талантливые повары.
Перед тем как
посетить один из заводов компании "Интернейшнл Флаворс энд Фрагрансез"
("Международные вкусы и ароматы"), Шлоссер подписал обязательство не
разглашать названия продуктов, содержащих продукцию компании. Он
побывал в лабораториях "легких закусок", которые отвечают за вкус
хлеба, чипсов, крекеров, хлопьев; кондитерской - она "делает"
мороженое, конфеты, пирожные и зубную пасту; лаборатории напитков,
откуда истекает "правильное" пиво и "100%-ный" сок. Запах земляники -
это по меньшей мере 350 химикатов. Больше всего вкусовых добавок и
красителей в газировках. Можно придать еде запах свежескошенной травы
или немытого тела...
Кстати, разница между "натуральными" и
"искусственными" ароматизаторами абсурдна. И те, и другие состоят из
одного и того же, получены благодаря высокоразвитым технологиям и
сделаны на одном и том же заводе. Просто первые получают, подвергая
химическим реакциям натуральные продукты, а вторые "собирают"
искусственно. Кроме вкуса продуктов, компания производит запах 6 из 10
самых популярных духов мира, включая "Бьютифул" "Эсти Лаудер" и
"Трезор" "Ланкома". А также запахи мыла, средств для мытья посуды,
шампуней и пр.
Все это результат одного процесса. Бреешься ты
фактически тем же, что у тебя на ужин. Доказано, что вкусовые
предпочтения, как и личность, формируются в первые годы жизни.
Маленькие дети едят в фастфудах, и это становится для них "счастливой
едой" на всю жизнь.
Ковбои и ранчеры всегда были иконой
американского Запада. Но больше полумиллиона из них за последние 20 лет
продали скот и сменили занятие. Всю мясную промышленность прибрали к
рукам крупные корпорации, работающие на фастфуд. Изменилось все: от
содержимого коровьей кормушки до зарплаты мясника. Работа на
мясокомбинате стала самой опасной в Америке.
Но изменился не
только процесс забоя скота. Он лишь последняя капля в цепочке роковых
для мясной промышленности перемен. Коровы фермеров питались, как им и
положено, травой. Коровы, предназначенные для большой фастфудовской
мясорубки, за три месяца до умерщвления огромными стадами загоняются на
специальные площадки, где их кормят зерном и анаболиками.
Одна
корова может съесть больше 3000 фунтов зерна и набрать 400 фунтов веса.
Мясо при этом становится очень жирным, в самый раз для фарша.
Рост
цен на зерно ухудшил и без того ужасную ситуацию. До 1997 года -
первого звонка от коровьего бешенства - 75% американского скота ели
останки овец, коров и даже собак и кошек из приютов для животных. За
один 1994 год коровы США съели 3 миллиона фунтов куриного помета.
После 1997-го в рационе остались добавки из свиней, лошадей и кур вместе с опилками из курятников.
В
начале ХХ века у гамбургеров была плохая репутация - они считались
опасной едой бедняков, которую продавали только с тележек у фабрик или
на ярмарках. "Есть гамбургеры - все равно что питаться из мусорного
ведра", - писали тогда газеты. Поправить репутацию булки с котлетой
удалось в 20-е годы, когда компания "Белый замок" установила свои грили
на виду у публики. Потом подоспели драйвины и семейная политика
"Макдональдса". Гамбургеры показались всем идеальной детской едой:
легко жевать, держать в руке, сытно и недорого. И самыми жуткими
жертвами гамбургеров тоже оказались дети. Больше 700 детей заболели в
Сиэтле в 1993-м и шестеро умерли, пообедав в фастфуде "Джек ин зе
Бокс". В течение 8 лет после этого случая аналогичную инфекцию
подцепили полмиллиона человек. Из них сотни были убиты гамбургерами, а
именно содержащейся в фарше колибактерией.
Колибактерию 0157H7
выделили впервые в 1982-м. Она мутирует из обычной бактерии кишечника и
выделяет токсин, поражающий его внутреннюю оболочку. 5% заболевших
умирают в страшных муках, при этом антибиотики бессильны.Колибактерии
необыкновенно устойчивы - к кислоте, хлорке, соли, морозу, живут в
любой воде, сохраняются на прилавках неделями, а для инфицирования
организма их нужно всего пять. Можно подцепить колиинфекцию, поплавав в
озере или поиграв на зараженном ковре.
Этот мутант живет в
коровах десятки лет. Но изменения в выращивании и забое скота создали
идеальные условия для его распространения. Санитарные условия в
коровьих загонах сравнивают со средневековым городом, где текли реки из
нечистот. А когда шкуры обдирают на мясокомбинате, ошметки навоза и
грязи падают в мясо.
Потому кусок сырого мяса на кухне -
страшная угроза. Тесты микробиологов выявили, что на обычной кухонной
раковине фекальных бактерий больше, чем на унитазе. Лучше съесть
морковку, которая упала в унитаз, чем ту, что упала в раковину на кухне.
С
фаршем дела еще хуже. Исследования показали, что в 78,6% говяжьего
фарша есть микробы, распространяющиеся через фекалии. Медицинская
литература о пищевых отравлениях изобилует эвфемизмами: "уровень форм
колибактерий", "аэробное число"... Но за этими словами стоит простое
объяснение, почему от гамбургера можно заболеть: в мясе есть навоз.
Ситуация
опасна еще и тем, что при современном уровне переработки фарш одного
гамбургера содержит мясо десятков и даже сотен коров. И без
колибактерий в нем хватает заразы. Каждый день в Америке около 200 000
людей страдают от пищевых отравлений, 900 попадают в больницы и 14
умирают.
Клиенты "Макдональдса" всего за несколько лет
превращаются в толстяков. 54 миллиона американцев страдают ожирением, 6
миллионов супержирны - они весят больше нормы на 100 фунтов (45 кг). Ни
одна нация в истории не толстела так быстро. А порции фастфуда все
растут. Предлагают и "трехпалубный" гамбургер, и бутерброд "Великий
американец", и "Монстра", и бигмаки. Потребление газировки выросло в 4
раза. Если в 50-х типичный заказ колы был равен 230 г, теперь "детская"
порция - 340 г, а взрослая - 900. Люди подсели на жир и сахар. Ожирение
- вторая после курения причина смертности в США. Каждый год от него
умирают 28 тысяч человек. В 2 раза возрос уровень ожирения у англичан,
которые больше всех европейцев любят фастфуд. В Японии с их морской и
овощной диетой толстых раньше почти не было - сегодня они стали как все.
Просмотров: 981 |
Тэги:
Рейтинг: 0.0/0
При цитировании данного материала на других ресурсах, гиперссылка на сайт http://www.lands-of-sorrow.ru обязательна! Полное копирование запрещено!
<a href="http://www.lands-of-sorrow.ru" target="_blank"><b>Краски грусти - здесь живет грусть</b></a>
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
При полном или частичном использовании материалов, гипперссылка на сайт http://lands-of-sorrow.ru обязательна.
Все мультимедийные, графические, текстовые материалы, представленные для ознакомления и принадлежащие пользователям сайта, загружаются в открытые источники сети Интернет, откуда и ведется их трансляция. Портал "Краски Грусти" - не имеет собственных серверов и не несет ответственности за файлы размещенные пользователями на сторонних серверах.
Все мультимедийные файлы предназначены для ознакомления и должны быть удалены с Ваших жестких дисков.