Пространство свободы или пространство ненависти? Важность
проблем экологии и охраны окружающей среды сегодня признана на самом
высоком уровне – их обсуждают главы государств, многочисленные комиссии
и комитеты влиятельных международных организаций. Да и на бытовом
уровне многие понимают, что нельзя загрязнять природу, бездумно
расходовать ее богатства, что необходимо защищать от уничтожения
уникальные экосистемы, животных и растения. Общепризнано, что людям
комфортнее живется в гармоничной и чистой природной среде.
Однако
куда меньше внимания уделяется вопросам информационной экологии. Этот
термин возник в результате анализа негативных тенденций информатизации
и противоречий информационного общества. Ведь информационная среда,
которая нас окружает точно так же «загрязняется», только не свалками
и дымом из труб, а человеческой агрессией, ненавистью и жестокостью.
За годы
активного развития Интернет-среды прошла первоначальная эйфория, когда
Интернет воспринимался как пространство свободы, информационного
бескорыстного «братства», не имеющего границ. Чем больше людей
приходило на просторы Сети, тем больше там появлялось «человеческого» –
если в начале компьютеры и все с ними связанное интересовали достаточно
узкую прослойку ИТ-специалистов, то теперь Интернет своей активностью
формирует миллионы самых разных людей. Предполагалось, что технические
возможности Глобальной Паутины, в первую очередь, позволят получать
доступ к информационным ресурсам, однако реальность оказалась иной –
большая часть активности пользователей носит социальный характер, они
в основном общаются на форумах и блогах, строят социальные сети, даже
в компьютерных играх предпочтение отдается тем, где другие персонажи
управляются не компьютерами, а другими игроками. Опасения, что
«компьютер заменит человека» не оправдались – напротив, это как раз
люди с успехом заполнили виртуальный мир.
Поскольку
Интернет-культура бестелесна и анонимна, то в Интернете «человеческое,
слишком человеческое» проявилось во всей красе – в виртуальном
пространстве легко распространилось все то, что в реальной жизни
ограничено культурными, бытовыми или правовыми нормами. И если явно
«вредоносный» контент – детская порнография, пропаганда насилия
и терроризма, осуждается, и его распространению во многих странах
пытаются противодействовать, то на проблему ненависти и агрессии
в Интернет-общении обращают куда меньше внимания. Между тем,
в виртуальной среде проводят значительную часть времени все больше
людей, и отрицать ее влияние на их жизнь бессмысленно. Откуда в нас столько злобы? В
прошедшем году тема «свободы виртуального слова» активно обсуждалась
в связи с судом над 22-летним блоггером Саввой Терентьевым, который,
обсуждая на страницах ЖЖ деятельность сотрудников милиции, оставил
некий «комментарий» со словами «кто идет в менты – быдло, гопота»
и призывом сжигать этих столь ненавистных ему блюстителей порядка
на центральной площади Сыктывкара. Любому интернет-пользователю
очевидно – таких «комментариев» ежедневно появляется в Рунете сотни,
если не тысячи. К несчастью, мы все настолько привыкли к ушатам
словесных мерзостей, которые льются с интернет-страниц, что ничего
плохого или, по крайней мере, непривычного в подобных высказываниях
часто уже не видим. Но Терентьеву не повезло – его слова попались
на глаза какому-то представителю правоохранительных органов, и Савва
оказался на скамье подсудимых. В ЖЖ активно обсуждали некомпетентность
прокуратуры и лингвистической экспертизы – мол, статья за оскорбление
социальной группы, а милиция – это не социальная группа, и вообще –
если вы кого-то гопотой и быдлом называете, и предлагаете сжигать – так
это не оскорбление, а просто выражение вашего личного мнения.
А 20 марта 2008 года в Москве даже прошла пресс-конференция «Дело Саввы
Терентьева – яркий случай злоупотребления антиэкстремистским
законодательством». Не очень ясны мотивы тех, кто защищал человека
с таким «полетом фантазии», неважно, по какому поводу он это написал,
и кто его теперь и в чем обвиняет.
Данный случай – далеко
не первый в Рунете. Так, почти аналогичной была история с Тарасом
Зеленяком. 36-летний интернет-пользователь из Новосибирска
на украинских сайтах и форумах, как написано в обвинительном
заключении, «использовал в своей речи слова, выражения, сравнения
и оценки провокационного характера, не допускающего двоякого
толкования, и направленные на оскорбление чувства национального
самосознания русского человека». Например, такие как «русские – нация
дебилов и убийц, переселим всех кацапов на Новую землю». «Нажаловались»
на Зеленяка в ФСБ, как ни странно, не представители госвласти,
а сотрудники его же собственной компании-провайдера. В результате
в феврале 2006 года было возбуждено уголовное дело по статье 282 части
1 Уголовного кодекса РФ – «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно
унижение человеческого достоинства». В июле 2007 года суд признал
Зеленяка виновным, учел частичное признание им вины и раскаяние
и постановил оштрафовать его на сумму 130 000 рублей. Интересной
деталью процесса стало то, что Зеленяк и его адвокат настаивали, что
все упомянутые заявления были лишь «кухонным разговором» и не имели
признака публичности. В то же время, по словам судьи, в обсуждении
на форуме участвовало около пятидесяти человек, а потому приватной
беседой оно считаться не может. Сам Зеленяк в своем блоге называет все
произошедшее «заказным судом над свободой слова в Интернете».
Еще
одно обвинение все по той же 282 статье летом 2006 года было
предъявлено в Краснодаре Александру Тютчеву, который на форуме
«Кубань.ру» выдавал себя за соратника террориста Шамиля Басаева
и оставлял на форуме соответствующие образу реплики. Игры в чеченского
террориста оказались не такими безобидными, и потом Тютчеву пришлось
уже в суде объяснять, что он просто «все придумал для поддержания
беседы», хотя от своего ника он не открещивался, признав авторство всех
высказываний.
«Правозащитная» общественность видит в этих
случаях лишь тоталитарное душительство свободы. Но почему-то
ни правозащитников, ни интернет-общественность не интересует куда более
важный вопрос – почему вокруг нас, в том числе и в Сети, так много
злобы, агрессии и хамства? Почему под «свободой» понимается именно это?
Почему никто не сокрушается о том, что полная свобода виртуального
пространства все чаще демонстрирует миру не столько прогрессивно
мыслящих разумных индивидов, сколько степень их моральной и умственной
деградации? Нечего на зеркало пенять? Ученые
называют все это академическим термином «агрессивные коммуникативные
стратегии». Вот что пишет о коммуникативной агрессии в Рунете
Ф.Смирнов: «Если в реальной действительности вербальные атаки
оппонентов с использованием любых средств порицаются, то в Сети они
очень широко распространены. Наиболее общим определением флейма будет
вербальная агрессивная реакция, вызванная сообщением собеседника,
нарушающая принципы конструктивной дискуссии. Флейм – не просто ругань
как способ выражения своих эмоций. Люди, которые в реальной
действительности никогда не смогли бы позволить себе такое вербальное
взаимодействие, в Сети считают себя героями, манифестирующими свободное
общение. (…) Стоит также обратить внимание на явление, получившее
название „троллинг“. Это отправка в конференцию провокационных
сообщений в надежде, что участники общения клюнут на них как
на „приманку“. Необоснованная вербальная агрессия заставляет сетевое
сообщество, которое находилось буквально на гране распада,
объединиться, чтобы достойно ответить агрессору.(…) Джон Сулер
выдвигает гипотезу о том, что вербальная агрессия коммуникантов
в Интернете объясняется желанием обрести идентичность, противопоставить
себя диффузной массе, пусть и ценой негативной оценки» (Смирнов
Ф. О. Языковая и коммуникативная агрессия в Рунете).
Масштабы
виртуальной агрессии понятны любому, кто регулярно пользуется
Интернетом. К сожалению, для многих именно это становится базой для
виртуальной самореализации. Есть мнение, что Интернет – особое
пространство, в котором никакие обычные нормы общения неприменимы,
и вообще – все «понарошку». Но почему-то кажется, что на самом деле
Интернет стал зеркалом, в котором отразилась подлинная культура нашего
общения. И то, что мы там увидели, оставляет желать лучшего.
Виртуальные
«смельчаки», смачно описывающие на интернет-страницах, что бы они
сделали со своими недоброжелателями и оппонентами, в реальной жизни
очень хорошо понимают границы дозволенного. Как правило, объектам своей
неприязни вовсе не бросают в лицо гневных фраз и грязных ругательств.
А почему? Потому что вне Интернета за это придется отвечать. В суде
ли, или в драке – ведь вполне понятно, чем на это может ответить любой
адресат. Получается, что под свободой эти граждане понимают банальное
отсутствие ответственности за свои слова, и ничего более.
Когда
читаешь многие форумы и блоги, невольно задаешься вопросом – дорого
ли стоит вся наша «цивилизованность», если вся эта нетерпимость,
ненависть, хамство не переходит из виртуального мира в реальный лишь
потому, что людей сдерживает невозможность стопроцентно остаться
неузнанным и безнаказанным? Этот вопрос становится особенно актуальным
в ситуации нынешнего экономического кризиса – именно в переломные для
общества уровень агрессии растет, и вопрос соотношения свободы
и ответственности из теории переходит в практику. Главное – оставаться людьми!Жители
России, которые посещали европейские страны, могли отметить одну
интересную деталь системы общественного транспорта – уведомительную
схему оплаты проезда. Во многих европейских городах ни в метро,
ни в трамваях и автобусах нет турникетов на входе, зайти на платформу
или в вагон может любой. Есть просто небольшие устройства для
«компостирования» билетов, причем отметить свой билет и таким образом
ограничить срок его действия одной или несколькими поездками должен сам
пассажир. Если он этого не сделает, и не попадется на глаза
контролерам, то теоретически может довольно долго ездить «зайцем».
Аналогичная система была и в наземном советском транспорте, когда без
всяких кондукторов граждане сами бросали мелочь в соответствующее
устройство и отрывали себе билет. Такие схемы рассчитаны
на ответственное поведение пассажира, на то, что он выполняет
определенные правила добровольно.
Свобода слова – как и любое
другое право цивилизованного человека – подразумевает серьезную меру
ответственности и самоконтроля. К желанию вещать аудитории все что
угодно, не считаясь ни с кем и ни с чем, это право имеет такое
же отношение, как отсутствие турникета к праву ездить зайцем в метро.
Это не субъективная точка зрения, а норма, четко зафиксированная
в документе ООН. Статья 19 Международного пакта о гражданских
и политических правах гласит, что пользование правом на выражение
собственного мнения налагает особые обязанности и особую
ответственность. И это право «может быть, следовательно, сопряжено
с некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены
законом и являться необходимыми: a) для уважения прав и репутации других лиц; b) для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения».
Дискуссии
о регулировании Интернета часто ведутся именно в ключе «запрещать-не
запрещать». То есть возвращаясь к аналогии с турникетами в метро –
какие бы понаставить хитроумные технические «турникеты». Действительно,
далеко не все готовы вести себя по-человечески в отсутствие внешнего
контроля и заграждений. Но если кто-то не ворует лишь потому, что
рискует быть пойманным – глупо говорить о честности. Если окружающую
среду (и информационную в том числе) удается защитить лишь угрозами
и запретами – проблема не решится. Там, где привыкли бездумно
загрязнять реку или лес, не будет экологически чистого района, сколько
бы заборов там не поставили. Никакие законы и запреты не сделают среду
виртуального общения менее агрессивной, если это не захотят сделать
сами ее участники. Поэтому не столь уж и важно, будет ли государство
контролировать содержимое Интернета или нет. Все равно за выбор между
свободой слова и свободой хамства каждый отвечает в первую очередь
не перед законом, а перед самим собой.
|